Закаливание физиологическая сущность и механизм

Закаливание физиологическая сущность и механизм

СОДЕРЖАНИЕ

   Введения………………………………………………………………………….3

1 Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….….3

2 Традиционные виды закаливания (оборудование, условия организации и проведения)…………………………………………………………………………4

3 Нетрадиционное закаливание в условиях ДОУ (оборудование, рекомендации по организации)…………………………………………………………….7

4 Консультация для родителей по проведению закаливания в домашних условиях…………………………………………….………………………………8

5  Заключения…………………..…………………..……………………………..12

6 Литература………………………………………..……………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введения.

Закаливание организма – это  система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет, улучшают терморегуляцию, укрепляют дух. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации при необходимости в критических условиях.

В процессе закаливания нормализуется  состояние эмоциональной сферы, человек становится более сдержанным, уравновешенным, закаливающие процедуры улучшают настроение, придают бодрость, повышают работоспособность и выносливость организма, повышают самооценку. Закаленный человек легче переносит критические перепады температуры и резкую смену погодных условий, неблагоприятные условия жизни, лучше справляется со стрессами. Закалка – это хорошая подготовка к взрослой жизни в юности.

 

1 .Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста.

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Правильно, в соответствии с возрастом  построенный режим дня и его  строгое выполнение — одно из важнейших  условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать.

Закаливание детей надо начинать с  первых дней жизни и проводить  систематически, осторожно, учитывая, что ряд органов и систем ребенка еще функционально незрелы. Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует врачебного контроля. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха.

Находясь длительное время в  плохо проветриваемых помещениях, они  становятся вялыми раздражительными. Нарушается сон, снижается аппетит, появляются головная боль, тошнота. Свежий чистый воздух оказывает благотворное действие при любых заболеваниях; его следует использовать во время дневного сна детей. Общие воздушные ванны в помещении с учетом состояния здоровья ребенка иногда заменяют лишь частичным кратковременным обнажением тела во время смены одежды. Световоздушные и солнечные ванны должны строго дозироваться, детям следует принимать их лежа, поворачиваясь через определенные интервалы времени. Систематическое применение водных процедур оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.

 

2. Традиционные виды  закаливания (оборудование, условия  организации и проведения).

Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

Закаливание воздухом

Температура в помещении в котором  находится ребенок 20-18 градусов. Прогулка; следим, чтобы правильно был одет ребенок на прогулку. Значит дать ему  возможность двигаться свободно, при этом руки, ноги нос его должны быть теплыми. Спортивные занятия на улице, физкультурные занятия детей несколько отличаются от той, какой должна быть для прогулок или малоподвижных игр. В помещении на все время бодрствования детей можно оставлять в облегченной одежде ( гольфы, одежда с короткими рукавами ) не только летом но и зимой. Регулирование воздуха в помещении. Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток. Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его << пульсирующим>>. Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Проветривание проводим: Утром перед приходом детей, перед занятием, перед возращением детей с прогулки, во время дневного сна, после полдника.

 Закаливание водой

Обширное умывание. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. Обливание ног. Производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Полоскание горла прохладной водой. Все подобные закаливающие процедуры необходимо делать только после консультации с врачом – отоларингологом. Начиная с 2-3 лет можно научить ребенка, набрав в рот воды и закинув назад голову, произносить звук << а-а-а>>.У детей старше 3-4 лет, умеющих полоскать горло, можно постепенно снижать температуру воды каждые 3-4 дня 1 градус и довести ее до 8-10 градусов.

  Закаливание солнцем

Прогулка на свежем воздухе. Отлично  закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.  Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается. Так, например, вес достаточно проверять один раз в неделю до и после процедуры закаливания, а контрольные, более тщательные, измерения следует делать через каждые 6 месяцев у врача, который оценит все показатели развития ребенка. Родителям, имеющим детей с избыточным весом, напомним, что стремление их поскорее добиться потери излишних килограммов при помощи чрезмерно активного двигательного режима, а также увеличения продолжительности закаливающих процедур, может привести к нервному срыву, переохлаждению малыша, простудным заболеваниям и т. п. При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет.

 

3  Нетрадиционное закаливание  в условиях ДОУ (оборудование, рекомендации по организации).

К интенсивным (нетрадиционным) методам  закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Как переходная ступень  между традиционным и интенсивным  закаливанием выступает контрастное закаливание. К ним относятся контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное  обливание ножек.

Ноги предварительно нужно  согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 — 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С.

Хождение босиком

Хождение босиком –  действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством  укрепления сводов стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания.

Начинают хождение босиком при  температуре пола не ниже 18°С. В начале, дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем – босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут.

Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми.

С детьми средних и старших групп можно приводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.

Главный смысл хождения босиком  – закаливание кожи стоп к воздействию  пониженных температур, главным образом, пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других моментов нет.

Хождение босиком является хорошим  необременительным для персонала  способом закаливания детей в  дошкольном учреждении на фоне выполнения других общережимных моментов.

 

4. Памятка родителям о закаливании детей в семье, в домашних условиях.

Если ребенок еще совсем маленький, то перед тем, как начать закаливание, следует проконсультироваться с  терапевтом. Опытный врач поможет  правильно подобрать комплекс процедур, установит продолжительность и очередность выполнения упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей малыша.

В домашних условиях несложно делать малышу ножные ванночки, попеременно опуская его ножки в тазики с теплой (37-38 градусов Цельсия) и охлажденной (30-32 градуса Цельсия) водой, температуру которой постепенно можно снизить до 18 градусов; воздушные процедуры — прогулки, сон на свежем воздухе, обязательные проветривания помещений; обливания; растирания шершавыми банными рукавичками.

Если грудничок какое-то время  проводит без пеленок и памперсов  в теплом (19-21 градус Цельсия) проветренном помещении — это само по себе уже является закаливающей процедурой.

Любой выезд на природу также  внесет свою лепту в оздоровление малыша. Лето — самое благоприятное время для того, чтобы закаливать ребенка. Пока светит ласковое солнышко, есть возможность выезжать на природу, бегать босиком по траве и купаться. Польза от процедур очевидна. Это не только приятное времяпрепровождение для Вас и вашего ребенка, но и намного более легкое, чем борьба с постоянными простудами и бронхитами осенью, зимой, весной. Побегав босиком по травке, надышавшись лесным воздухом, искупавшись в чистой озерной или речной воде он не только «нагуляет» здоровый сон и аппетит, но и заложит основу для зимнего иммунитета к простудам и насморкам!

Также стоит упомянуть о некоторых  ограничениях:

Проводите все процедуры утром  или днем, в крайнем случае — не позже 20.00.

Не делайте длительных перерывов  в закаливании, иначе затраченные усилия сойдут на нет, уже через неделю начинать придется с самого начала — с самых щадящих процедур.

Не стоит проводить закаливания  сразу после прививок или если малыш заболел — посоветуйтесь по поводу возобновления процедур с Вашим терапевтом.

Еще раз напоминаем, что закаливание  нужно проводить в комфортных условиях: следите, чтобы малыш не переохладился.

Закаливание свежим воздухом полезно  всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате — очередная простуда.

Свежий воздух — замечательное  средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более  сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура — обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды — 30°С. Постепенно снижая ее через 1–2 дня на 2 «С, доводят до 16-14°С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.



Источник: www.referat911.ru


Добавить комментарий