Состояние импрессивной речи

Состояние импрессивной речи

УДК 376-056.264

 

Е.Ю. Шкулепа

студентка 5 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Т.В. Сидорко, старший преподаватель)

 

СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Статья посвящена комплексному исследованию импрессивной речи детей с общим недарозвитием речи. В статье выяснены особенности овладения импрессивной речью детьми с общим недоразвитием речи. Также выделяются и описываются характерные трудности с которыми сталкиваются дети.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Успехи в изучении ОНР в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта [1, с. 34].

Состояние речи у детей с ОНР характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Изучением состояния импрессивной речи у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Т.В. Туманова и др. [2, с. 62].

Импрессивная речь (от лат. impressio – впечатление) – процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных. Этот процесс начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива [4, с. 27]. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. Принято считать, что исследование речевых функций распадается на два четко отграниченных раздела – рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, импрессивная речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В психологическую структуру импрессивной речи включают четыре этапа [3, с. 276 ]:

I этап – этап развития импрессивной речи, характеризующийся пониманием ребенком интонации взрослых. Необходимо разговаривать с малышом меняя темп и интонацию, помочь ему ориентироваться в том, что мы хотим ему сообщить.

II этап – этап понимания ситуации. Если какое-то событие постоянно происходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет.

III этап – этап понимания речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок постепенно начинает понимать смысл слов.

IVэтап – этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать, взять, посмотреть на предмет, который называет взрослый выбирая из нескольких вариантов.

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.  Так же общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Отмечаются различные расстройствами регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. Исследования В.П. Глухова выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими. Особенно выражены нарушения речевой моторики. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

В исследовании импрессивной речи у дошкольников приняло участие 10 детей 3-4 лет, имеющие общее недоразвитие речи. С целью изучения уровня импрессивной  речи детей данного возраста использовались методики разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной: “Изучение понимания речи”, “Найди игрушку” [3, с. 284].

Работа была направлена на изучение состояния импрессивной речи у детей 3–4 лет с общим недоразвитием речи. В связи с поставленной целью было проведено обследование детей, выявлены особенности понимания речи, рассмотрены индивидуальные особенности каждого ребенка. Также в ходе исследования были рассмотрены подходы различных исследователей к данной проблеме, изучена и проанализирована психолого-педагогическая и лингвистическая литература.

Данные методики позволяют определить состояние импрессивной речи ребенка данного возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого. В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития импрессивной речи не был выявлен ни у одного ребенка с общим недоразвитием речи. Уровень выше среднего показали 70% детей. Средний уровень развития речи был отмечен у 30% детей. Низкий уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка группы. Полученные данные свидетельствуют о достаточно хорошем уровне понимания речи, о необходимости учета этих особенностей в процессе коррекции.

Но не все проблемы изучения ОНР в настоящее время раскрыты и поэтому требуют дальнейшего рассмотрения. По утверждению А.Р. Лурия [5, с. 44], для организации импрессивной речи  необходимо соблюдение следующих условий:

— четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике);

— понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов);

— понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания.

Article is devoted to complex research of impressivny speech of children with the general nedarozvitiy to speech. ». In article features of mastering by impressivny speech by children with the general nedorazvitiy speeches are found out. Also characteristic difficulties with which are allocated and described children face.

 

Список литературы

  1. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
  2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 317 с.
  3. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Е.М. Мастюкова; под. ред.  В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
  5. Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – Т 1. – М.: Владос, 1997. – 560 с.



Источник: ebooks.grsu.by


Добавить комментарий