Почему ребенок не ласковый

Почему ребенок не ласковый

Уровень материнской компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяется не только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем — соблюдать правила гигиены, следить за его здоровьем, удовлетворять потребности в пище, тепле, т. е. создавать физиологический комфорт, но также знанием психологических потребностей маленького ребенка и способностью удовлетворять их.

До появления системы общественного воспитания матери в основном опирались на материнской инстинкт и традиции воспитания, которые передавались из поколения в поколение. Обычно ухаживать за младенцем помогали бабушки, няни, старшие дети. Как правило, в семье росло несколько детей, и ко времени появления собственного ребенка женщина в большинстве случаев уже имела опыт ухаживания за младшими сестрами и братьями. В современном обществе многовековые традиции воспитания новорожденных и младенцев во многом утеряны. Молодые матери часто оказываются лишенными помощи бабушек, будучи единственным ребенком в семье, не имеют опыта контактов с маленькими детьми. Уже несколько поколений матерей выросло в системе общественного воспитания, которая многие традиции отвергла, признав их устаревшими или вредными.

В нашей стране в системе общественного воспитания подход к детям младенческого и раннего возраста долгое время ориентировался преимущественно на процессы созревания организма, обеспечение физического здоровья и развития ребенка, на формирование у него различных навыков и умений. При этом игнорировались психологические условия, необходимые для личностного развития малыша. Считалось, что развитие личности начинается лишь с трехлетнего возраста, до этого срока происходят лишь процессы созревания. Следовательно, собственная активность ребенка, его потребности и желания не принимались в расчет. Младенец расценивался как пассивный объект различных воздействий взрослого, который лучше знает, что нужно ребенку. Естественное стремление малыша к удовлетворению целого ряда психологических потребностей трактовалось как «капризы»; матери и близким предписывалось не баловать его.

Так, категорически запрещалось «без необходимости» брать ребенка на руки, баюкать, укачивать, кормить и давать соску, если он плачет. «Идти на поводу» у материнского инстинкта, диктующего стремление утешить малыша, приласкать считалось чрезвычайно вредной воспитательной тактикой. При этом не учитывалось, что находясь на руках у матери, ребенок чувствует себя защищенным, любимым, получает все необходимые воздействия для развития органов чувств, т. е. испытывает психологический комфорт. Ведь недаром у многих народов принято обеспечивать младенцу тесный контакт с матерью: носить в «кенгуру» на животе или спине.

Сегодня считается достоверно установленным, что сосание соски и укачивание некоторым младенцам просто необходимо для того, чтобы успокоиться и уснуть, так как это способствует возникновению в головном мозге соответствующих биоритмов. С этой точки зрения, используемые в старину люльки и ритуал укачивания ребенка под колыбельную песню выполняли полезные и важные функции.

Негативное отношение к «сюсюканью», так называемой «детской речи», призывы разговаривать с младенцем обычным «взрослым» голосом также оказались неоправданными. Выяснилось, что маленькие дети особенно чувствительны к высоко интонированным звукам, использование в общении с ними «детской речи» в первые месяцы жизни способствует созданию благоприятных предпосылок для овладения ребенком речью в будущем.

Долгое время рекомендовалось кормить ребенка строго по часам, а не по его потребности. В детских учреждениях всем детям предписывался единый режим сна и бодрствования. Но в последние годы даже врачи отказались от рекомендаций строго соблюдать режим. Во-первых, существуют большие индивидуальные различия в потребности в пище, сне и бодрствовании у разных детей. Во-вторых, у одного и того же ребенка в разные дни могут быть различные интервалы между кормлениями, а



Источник: otvet.mail.ru


Добавить комментарий