Плохая успеваемость в школе начальные классы

Плохая успеваемость в школе начальные классы

Причины и характер проявления неуспеваемости  Материал из книги Л.И. Славиной «Трудные дети

Причины неуспеваемости

Характер проявления

1. Низкий уровень развития учебной мотивации (ничего не побуждает учиться)

— влияют обстоятельства жизни ребенка в семье;

— взаимоотношения с окружающими взрослыми;

— положение в школе, классе, отношения с учителями и одноклассниками

 неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости;

— нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных)

 

2. Интеллектуальная пассивность — является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети — это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности. У них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение

— при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить;

 вместо активного размышления использование различных обходных путей: основной прием при выполнении различных устных заданий — зазубривание (дословное, без выделения логических частей), при выполнении письменных— списывание, при устных ответах — подсказки одноклассников, угадывание правильных вариантов ответа и т.п.

— интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении отдельных учебных предметов, так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

3. Неправильные навыки и способы учебной работы — со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

— ученики не умеют учиться; не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда. Наиболее распространенные из них:

а) способы заучивания материала — заучивают текст, не выделяя логических частей;

б) способы выполнения различных упражнений — начинают выполнять практические задания раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания задаются. В результате они так и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание;

в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку. Например, в математике эти ошибки, хотя и не являясь результатом незнания, часто препятствуют школьнику довести решение до конца;

г) медленный темп самостоятельной работы, при этом такие ученики необязательно проявляют медлительность и в других областях деятельности

4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду — пробелы в воспитании (нет постоянных учебных обязанностей, не приучены; выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе

 нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее много   времени задание;

— небрежность и недобросовестность в выполнении своих трудовых обязанностей;

— невыполненные или частично выполненные домашние задания;

— неаккуратное обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома

 

 5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов

 

 знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, ненужными школьнику, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Материал из книги Л.И. Славиной «Трудные дети»  

 

Причины и характер проявления неуспеваемости

 

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Комментарии психолога (за рекомендациями обращаться к Савельевой Е.Н.)

1. Низкий уровень развития учебной мотивации (ничего не побуждает учиться)

-влияют обстоятельства жизни ребенка в семье;

-взаимоотношения с окружающими взрослыми;

-положение в школе, классе, отношения с учителями и одноклассниками

 неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости;

-нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных)

 

-развитие учебных интересов

-формирование устойчивой мотивации достижения успеха

-закрепление осознания школьником своих достижений и успехов, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности

-порицание должно быть предельно конкретным и касаться ясно осознаваемых учеником недостатков

2. Интеллектуальная пассивность — является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети — это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности. У них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение

-при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить;

-вместо активного размышления использование различных обходных путей: основной прием при выполнении различных устных заданий — зазубривание (дословное, без выделения логических частей), при выполнении письменных— списывание, при устных ответах — подсказки одноклассников, угадывание правильных вариантов ответа и т.п.

-интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении отдельных учебных предметов, так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

-развитие учебных интересов

-формирование интеллектуальных умений – выделение умственных операций, доведения их до уровня осознания и специальное обучение

3. Неправильные навыки и способы учебной работы — со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

-ученики не умеют учиться; не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда. Наиболее распространенные из них:

а) способы заучивания материала — заучивают текст, не выделяя логических частей;

б) способы выполнения различных упражнений — начинают выполнять практические задания раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания задаются. В результате они так и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание;

в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку. Например, в математике эти ошибки, хотя и не являясь результатом незнания, часто препятствуют школьнику довести решение до конца;

г) медленный темп самостоятельной работы, при этом такие ученики необязательно проявляют медлительность и в других областях деятельности

-замена неправильных способов и приемов правильными

-обучение логическим приемам запоминания, смысловой обработки материала (группировка материала, выделение опорных пунктов, составление планов, тезисов и т.д.)

-дать возможность ученику проследить в течение 2-3 недель (хотя бы по отметкам) результаты своего учебного труда по старой системе и по новой

-давать ученику индивидуальные задания, которые неизбежно требуют новых способов работы

 

4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду  пробелы в воспитании (нет постоянных учебных обязанностей, не приучены; выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе

нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее много   времени задание;

— небрежность и недобросовестность в выполнении своих трудовых обязанностей;

— невыполненные или частично выполненные домашние задания;

— неаккуратное обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома

 

 

 5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов

 

знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, ненужными школьнику, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

развитие учебных интересов через простейшие «побочные» интересы (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному опыту детей, широкое использование их собственных наблюдений, практических действий).

-использование на уроках наглядных пособий, элементов игры и т.п. формирует начальный интерес к предмету

 



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий