Неумение вести диалог

Неумение вести диалог

— Если хочешь заинтересовать другого человека разговором, ста­райся расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении — участливое, доброе отношение к собеседнику. Мне кажется, что добрый чело­век — это такой человек, который обладает воображением и понима­ет, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой. Заду­майся, а умеешь ли ты разговаривать с людьми, например в компании друзей, знакомых?

Сейчас многие этого не умеют. Наверное, ты можешь припом­нить такую ситуацию: пришли в гости к знакомым или собрались где-то компанией, думали дружески поговорить, обсудить самые раз­нообразные, интересные всем проблемы. А разговор не получился. Почему?

Все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каж­дый — о своем, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника или собе­седников, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопится с соб­ственными высказываниями.

Психологическое… МоеСлово.ру

Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

К. Морли остроумно заметил, что «существует только один спо­соб стать хорошим собеседником — уметь слушать». И еще, обрати внимание на то, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и своем собеседнике, в мотивах своих и его поступков, благожелательное от­ношение друг к другу и окружающим. Доверие основано на искрен­ности собеседника. Никакое общение, сотрудничество не может ос­новываться на недоверии и подозрительности. Развивай у себя чувст­во доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется, огорчается, расстраива­ется, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика («Так уж и ничего он с это­го не имеет?!»), карьериста («Что это он так старается, ему что, боль­ше всех надо?!»), любую удачу другого человека объясняет тем, что «кто-то его толкает, кто-то за ним стоит», или тем, что тот использо­вал недозволенные средства — хитрость, лесть, обман; и его очень трудно убедить в порядочности этого человека. Среди твоих знако­мых тоже, наверное, есть и плохие, и хорошие люди. А ты?

Вероятно, тебе, как и каждому, есть над чем задуматься. Ты дол­жен научиться культурно спорить. При этом помни, что в споре мо­жет родиться истина и он имеет какой-то смысл только в том случае, если идет обсуждение того или иного факта, явления, ситуации, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. Самое трудное в споре — иметь четкое представление о своей точке зрения. О позиции, которую ты защищаешь. Быть может, и с тобой так бывало, когда ты просто навязывал свое мнение, делал это упор­но, не заботясь о доказательствах, не слушая возражений и, главное, не интересуясь ими. А ты никогда не воспринимал возражения как личную обиду?

Тут уж забывается предмет спора, да и не спор это. Между тем культура поведения в споре предполагает необходимость вниматель­но выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зрения.

Народная поговорка предупреждает: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь».

5. Общениеэто…

А. Невербальное общение. «Передай другому».

Дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соот­ветствующим образом и назвать.

Психологическое… МоеСлово.ру

Занятие № 19. Эффективные приемы общения

Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется, пока все не примут участие. Обсуждение.

• Легко или трудно было передавать предмет?

• Кому легко?

• А в чем были трудности?

• Легко или трудно было отгадывать предмет?

• Кому было легко? ‘

• А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?» Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Осталь­ные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водяще­го — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз. Обсуждение.

• Легко или трудно было описывать внешность?

• В чем были трудности?

• Почему?

• Что легче всего вспоминается?

• Что труднее?

• Кому было легко выполнять это упражнение?

• Почему?

В. Умение слушать другого. «Спина к спине».

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в те­чение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

• Легко ли было вести разговор?

• В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Психологическое… МоеСлово.ру

Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста».

— Сейчас все вы покинете комнату, останется только один чело­
век. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго
участника и первый перескажет ему текст, который только что про­
слушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй рас­
скажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего и так
до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко
всем внимательно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубри­ки «Информация».

Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяжен­ность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

Обсуждение.

• За счет чего произошло искажение информации?

• Что «своего» каждый внес в рассказ?

• Бывает ли так в жизни?

• Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? 6. Как укреплять свою коммуникабельность

— Облегчите другим общение с вами, идя им навстречу. Для этого
внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы
будете «душой общества».

1. Серьезно ищите себе друзей.

2. Открыто проявляйте интерес к другому человеку.

3. Идите навстречу людям с открытым сердцем.

4. Улыбайтесь до того, как начнете говорить.

5. Спрашивайте других об их интересах.

6. Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.

7. Задавайте человеку вопросы.

8. Сами говорите меньше.

9. Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.

10. Помогайте другим преодолевать трудности.

11. Проявляйте сердечность.

12. Будьте спокойны иневозмутимы.

13. Будьте терпимы и оптимистичны.

Психологическое… МоеСлово.ру

Занятие № 19. Эффективные приемы общения

14. Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.

15. Смотрите на человека заинтересованно.

16. Проявляйте понимание.

17. Внимательно слушайте собеседника.

18. Запоминайте то, что говорил собеседник.

19. Держите себя спокойно и уверенно.

20. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:



Источник: studopedia.ru


Добавить комментарий