Методы обследования хирургических стоматологических больных

Методы обследования хирургических стоматологических больных

Ральф Е. Мак-Дональд, Дейвид Р. Эйвери, Джеффри Э. Дин

Традиционно врача-стоматолога учат прово­дить полное обследование полости рта паци­ента и разрабатывать план лечения, основыва­ясь на результатах этого обследования. Затем рекомендуют разъяснить непосредственно са­мому пациенту или его родителям реальную стоматологическую ситуацию и наметить план лечения. Врач также обязан обосновать план профилактики стоматологических забо­леваний и объяснить его пациенту. Этот план должен включать в себя рекомендации по ле­чению и устранению имеющихся патологиче­ских процессов в полости рта (или предотвра­щению их дальнейшего развития), а также по исключению возможных осложнений.

Учитывая изложенное, крайне важно со­брать всю необходимую информацию о паци­енте и его семье, провести полное обследова­ние полости рта пациента и получить согла­сие его родителей на проведение намеченно­го лечения.

При обсуждении этого плана и его выпол­нения с пациентом и/или его родителями врачи часто используют термин «предвари­тельное руководство» — Американская акаде­мия стоматологии детского возраста опубли­ковала руководство, касающееся периодич­ности обследования, проведения профилак­тических мероприятий и лечения детей (рис. 1.1).

Каждый ребенок должен иметь возмож­ность получить стоматологическую помощь в полном объеме. Врач не должен руководство­ваться соображениями, с каким лечением па­циент, его родители или третье лицо согласятся, и какое лечение они могут, исходя их фи­нансовых возможностей, себе позволить. Ес­ли родители отказываются от части или ото всех рекомендуемых мероприятий, врач обязан, по крайней мере, разъяснить ребенку и его родителям их важность. Родители со сред­ним достатком, как правило, изыскивают не­обходимые средства для проведения полного лечения, если врач объяснит им, что от этого зависит здоровье полости рта их ребенка и его общее состояние.

Первичный контакт родителей пациента со стоматологом

Обычно первому визиту ребенка к врачу-сто­матологу предшествует телефонная беседа его родителей с сестрой в регистратуре стомато­логического учреждения. Этот первичный контакт очень важен. Он дает возможность обратившемуся получить точные и любезные ответы на интересующие его вопросы и запи­сать ребенка на прием к врачу. Сестра, прини­мающая звонки, должна иметь приятный дружелюбный голос, быть контактной и об­щительной. Ее ответы должны убедить роди­теля, что здоровье его ребенка стоит на пер­вом месте у персонала учреждения.

Информация, записанная сестрой во время телефонного разговора, — это первая запись в медицинской карте. Заполнение карты — удобный метод сбора необходимой первич­ной информации о пациенте.

Методы диагностики

До постановки диагноза и разработки плана лечения врач должен собрать и оценить фак­ты, касающиеся пациента и его родителей, а также выявить у них другие проблемы, о ко­торых им самим может быть неизвестно. На­личие патогномоничных признаков позволя­ет сразу поставить диагноз. Например, припухлость десны и гноетечение могут говорить о единичном кариозном молочном моляре. Хотя сбор и оценка таких фактов проводятся быстро, они позволяют диагностировать только данную патологию. С другой стороны, полноценную диагностику всех заболеваний пациента, как уже существующих, так и пока не проявивших себя, следует отложить до тех пор, пока не будет оказана срочная помощь. Например, острый язвенно-некротический гингивит или отлом коронки зуба требуют не­медленного лечения, но оно будет только паллиативным. Все необходимые диагности­ческие и лечебные мероприятия проводятся позднее.

Рис. 1.1. Руководство по обследованию и лечению стоматологических заболеваний у па­циентов детского и подросткового возраста.

Важность тщательного сбора и оценки фак­тов, касающихся состояния здоровья пациен­та, нельзя недооценивать. Moskow и Ваrr описали несколько методов обследования, которые могут помочь врачу в этом.

Методы обследования пациента в практике терапевтической стоматологии:

► Сбор медицинского и стоматологичес­кого анамнеза

► Наружный осмотр

► Пальпация

► Аускультация

► Осмотр зубов

► Рентгенография

► Перкуссия

► Трансиллюминация

► Определение жизнеспособности пульпы зубов

► Расчет диагностических моделей

► Лабораторные тесты

► Фотоснимки

Все эти диагностические методы могут ока­заться необходимыми для постановки окон­чательного диагноза. Конечно, никакие до­полнительные методы не проводятся до тех пор, пока врач не оценит факты, полученные в результате сбора анамнеза, осмотра пациента, пальпации, осмотра зубов (если они есть) и, зачастую, рентгенографии.



Источник: studfile.net


Добавить комментарий