Конспект урока как вести беседу 5 класс

Конспект урока как вести беседу 5 класс

Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.

                                                                  Урок разработала учитель 1-ой категории МОБУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Приморского края Прохорова Ирина Ивановна.

                                      Тема: Роль книги в жизни человека.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с содержанием учебника литературы 5 класса, автора В. Я. Коровиной,  познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.

Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению художественных произведений русских и зарубежных авторов.

Тип урока: урок-беседа, урок-экскурс.

Ведущие методы: словесный и наглядный.

Оборудование: записи на доске, проектор, экран, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной.

План урока:

1.Знакомство с кабинетом литературы, учебником литературы для 5 класса, задачами нового учебного предмета.

2. Беседа о читательских интересах пятиклассников, о прочитанных летом произведениях.

3. Беседа с ребятами о роли книги в жизни человека.

4. Как сделана книга.

Словарная работа: обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац, сноски, оглавление, автор, художники, редактор, корректор, наборщик.

Оборудование урока: Учебник литературы для 5 класса, проектор, записи на доске, литературоведческий словарь, высказывания писателей о роли книги в жизни человека и общества.

                                                   Ход урока.

Слово учителя: «Ребята,  посмотрите внимательно вокруг себя, вы очутились в нынешнем году в удивительном кабинете. Чем отличается этот кабинет от других учебных помещений?»

(Ученики отвечают, что в кабинет литературы очень интересно заходить, в нём много портретов разных писателей, ребята хотят узнать,  кто эти писатели, какие книги написали? Также в кабинете много словарей и справочников, есть небольшая выставка книг, оформлены интересные красочные стенды. В кабинете литературы есть компьютер и  проектор).

Учитель: « Ребята, посмотрите на доску, прочитайте, что написано для вас, скажите, о чём сегодня пойдёт речь, какова тема нашего урока? Не забывайте, что тема – это то, о чём говорится…»

(Ученики отвечают, что разговор пойдёт о книгах,  и о том,  какую роль они играют в жизни каждого человека. А ещё разговор пойдёт об учебнике литературы, о том,  как он «устроен»).

Учитель: «Ребята, перед вами учебник литературы, по которому вам предстоит работать весь год, внимательно рассмотрите его, кто автор учебника? Чем учебник литературы отличается от других учебных книг? Как с ним нужно работать?»

( Ученики отвечают, что учебник литературы «влечёт» к себе,  хочется читать произведения, напечатанные на его страницах,  рассматривать иллюстрации, учить наизусть стихи, помещённые в учебнике. Учебник большой,  состоит из двух частей,  он очень красочный).

Учитель: «Ребята, как вы думаете, каковы задачи нового учебного предмета?

— Ребята, любите ли вы читать? Какие книги вы прочли летом, чем они вам понравились, чем интересны? Кто их авторы, о чём в них рассказывается?

(Рассказы учеников о книгах, прочитанных летом, ребята обязательно называют имена авторов любимых книг.)

Учитель: «Ребята, а как вы думаете, могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу, книгу в целом? Одинаковые ли это понятия — «любить читать» и «уметь читать».

(Ответы и рассуждения учащихся о том, что значит «любить читать», «уметь читать»).

Учитель: « Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»?

( Устные ответы-рассуждения учеников).

Учитель: «Как вы понимаете слова Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение»? Почему чтение – это учение?»

(Устные ответы учеников, рассуждения о том, почему жизнь современного человека невозможна без чтения, почему чтение – это лучшее учение).

Учитель предлагает учащимся прочитать на экране высказывания великих писателей и поэтов о роли книги в жизни человека, (выведенные через проектор). Необходимо ученикам самим  разъяснить смысл данных высказываний и порассуждать об их значении.

                                                         Действие человека мгновенно и одно, действие кни-

                                                       ги множественно и повсеместно.

                                                                                        Александр Сергеевич Пушкин.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро.

Книга, созданная руками человека, стала такой же категорией вечности,  как пространство и время. Смертный человек создал бессмертную ценность.

Константин Паустовский.

Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Блок.

Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.

Максим Горький.  { 1  }

Ученики подробно объясняют смысл высказывания великих писателей, рассуждают по поводу сказанного великими людьми.

Занимательная  физминутка (2 – 3 минуты). Задание: передайте жестами сказанное мною.

В небе солнышко горит,

Солнце детям говорит:

-Вот ведь я какое уродилось,

Я свечу, смеюсь, играю,

Очень всем я доверяю,

Всех люблю вас, берегу

И успехов всем желаю!

Ребята  говорят о том, у кого лучше всего получилось жестами передать смысл весёлого стихотворения.

Учитель: «Мы не зря с вами старались жестами передать смысл шутливого и доброго стишка, побыли  немного артистами. В этом учебном году мы познакомимся со многими новыми стихотворениями и баснями, будем учиться читать их выразительно, артистично.»

Слово учителя, обращённое к ученикам, о том, как сделана книга.

(Обращается внимание учеников на записи, выведенные на экране :  разворот, фронтиспис, титул, шмуцтитул, заставка, концовка ).

 Перед вами книга, новый учебник. Первое, что мы видим, — это обложка. Она бывает разной: мягкой, или твёрдой, сделанной из картона, тогда такую обложку называют переплётом. Уже в старину могли делать удивительные переплёты, их делали из кожи, украшали тиснёным рисунком с  золотом. Для знати изготавливались ценные книги, на их переплётах укреплялись металлические застёжки. Иногда у некоторых книг края обрамлялись уголками, которые вырезали из металла. Сейчас мы держим в руках книгу современную, у неё поверх твёрдого переплёта надета ещё одна бумажная обложка – на ней помещён красочный рисунок, написаны имя автора и название книги. Это, так называемая, суперобложка.

А теперь проведём «экскурсию» и назовём её: «Вперёд, по лабиринтам учебника!» Давайте откроем нашу книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие большой разворот, называются форзац. Точно такой же форзац есть и в конце книги.  На нём иногда бывает какой-нибудь красочный рисунок, как в нашем учебнике.

Ребята,  перевернём ещё страницу, новый разворот, на левой стороне помещён ФРОНТИСПИС, на правой – ТИТУЛ. Для вас, ребята, ещё два незнакомых слова. Кто из вас может объяснить значения этих слов?

ФРОНТИСПИС – это иллюстрация, которая говорит нам о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя – автора книги.

На ТИТУЛЕ напечатаны для вас название книги, фамилия и имя автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. Титульный лист бывает одинарным ( из двух страниц лицо и оборот), бывает двойным ( состоит из четырёх страниц, как правило,  первых). Бывает так, что книга состоит из нескольких разделов, тогда перед каждым может быть свой ТИТУЛ – тогда он называется ШМУЦТИТУЛОМ. На нём название или номер главы и рисунок.

Очень часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы – концовкой. { 2 }.

Учитель обращается к ученикам-пятиклассникам: «Ребята, посмотрите внимательно на страницы учебника, полистайте его, вы видите рисунки, иллюстрации? Вы видите интересные заставки, концовки, назовите такие страницы.

Ученики называют номера страниц, произведения, к которым нарисованы заставки и концовки.

Пауль Реннер сказал, что от книги для чтения мы требуем трёх вещей. Во-первых, она должна читаться без усилия; во-вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении, в-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с её транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть занимать как можно меньше  места в багаже, а по возможности и в кармане.  

Учитель обращается к ученикам: «Ребята, прокомментируйте это высказывание».

Учитель: «В настоящее время появились так называемые ЭЛЕКТРОННЫЕ книги. Что вы можете рассказать о них?

( Это электронная запись на компакт-диске всей информации,  которую несёт книга в обычной её  форме. Для знакомства с этой информацией запись выводят на экран. Достоинство электронной книги,  во-первых, в том, что она намного компактнее обычной книги и может вместить в один диск информацию многотомной энциклопедии; во-вторых, в том, что она при заложенном в неё, запрограммированном  соответствующем аппарате способна значительно убыстрить поиск нужного материала,  упростить выборочное чтение;  в-третьих, в том, что она не требует бумаги и сохраняет ресурсы.)

Учитель: «А как выдумаете, ребята, вытеснят ли навсегда электронные книги  обычные книжки?»

(Ученики высказывают каждый своё мнение)

Учитель: «Я думаю, что обычные книги, которых великое множество в библиотеках, у каждого дома, которые так любят листать взрослые и дети, будут сопровождать нас ещё долгие годы. Книга останется с нами навсегда, ведь она – произведение книжного искусства!

Так что, электронная книга и традиционная книга-кодекс,  скорее всего, будут сосуществовать, радуя и обогащая человечество! И последний вопрос, на который вы сегодня ответите. Как нужно относиться к книге, к учебнику?

(Ученики отвечают, что книги нужно беречь, относиться к ним с любовью, беречь их, потому что в книгу вложен труд многих людей: писателей, поэтов, художников, наборщиков, редакторов, ребята объясняют, кто такие наборщики, редакторы…)

Учитель: «Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Нарисуйте в тетрадях «рожицы»- с улыбкой ,без улыбки («равнодушная рожица»), или «недовольная рожица» с опущенными вниз уголками губ».

(Ученики рисуют в своих тетрадях «рожицы», показывают рисунки  друг другу и учителю).

Домашнее задание: прочесть статью учебника «Устное народное творчество», читать народную сказку «Царевна-лягушка».

{1}-Использованы материалы пособия «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е исправленное и дополненное. М.: «ВАКО» 2008, 400 c.

{2} Использованы материалы из  «Словарь литературоведческих терминов», изд-во Москва «Просвещение» 1990.



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий