Как реагировать на двойки ребенка

Как реагировать на двойки ребенка

Ругать ребенка или делать вид, что ничего страшного?

Как реагировать на двойки ребенка

Родители учеников младших классов переживают в основном не за их «рейтинг» по сравнению с другими детьми, а за внутренние ощущения и состояние сына или дочери. Важна самооценка ребенка. И если первые пятерки приносят радость, хорошее настроение, и, как следствие, рост самоуважения ребёнка, то первые двойки часто становятся настоящей трагедией. Как свести переживания к минимуму? Нужно ли переживать из-за двоек? постараемся разобраться.

Двойки получали все

Можно с твёрдостью заявить, первой двойки никому не удастся миновать. Получение плохой оценки может случиться в любом классе, не важно, в шестом или первом, но все равно это произойдет, так как от «неудов» не застрахован никто. Такие ситуации возможны в самых разных случаях: возможно, учительница не слишком понятно изложила новый материал, сердилась на весь класс, возможно, сам ребенок проявил рассеянность или невнимание к теме урока. Возможно, он был чем-либо огорчен, у него заболела голова. Находясь в таком состоянии, он способен не услышать объяснение или забыть записать домашнее задание. Так сказать, всякое бывает.

И понимание этого может несколько ослабить переживания. Если рассказать ребенку о своей первой двойке и реакции на нее, можно снизить градус его напряжения и поймать падающую самооценку.

Оценки и знания не всегда равны

Знания и успеваемость – далеко не одно и то же. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках предлагаемые задачки, умеет быстро читать и писать. А также быстро и без помарок выполнять домашние задания. Иногда становится обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к уроку определённый параграф. Таблицу умножения знает назубок, а упражнения в его тетради учительница не обнаружила. Высокую успеваемость «успевающих», а также некоторые двойки можно отнести на издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы. Вот мы и подошли к вопросу получения плохой оценки.

Почему дети так боятся двоек

Следует констатировать, оценка эта – вещь страшная. А задача, поставленная родителями, избегать двоек, во что бы то ни стало – цель более чем сомнительная. Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание для ребенка, первая его проверка на стойкость. Мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. А о ребёнке и говорить не приходится! Оценка «пять» в восприятии ребенка означает положительное восприятие себя в своих глазах. «Два балла» убивают наповал:

Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает!

В школе практикуется публичность выставления оценок, к сожалению. Примерный диалог, который может возникнут между учительницей и ребёнком:

— От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?»
— Два! – неуверенно произносит малыш
— Вот я тебе тоже ставлю два! – объявляет учительница.

Возможна другая ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.
Класс в восторге хохочет.

Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично – засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению. Но кто помнит о последствиях таких действий?

К двойкам нужно готовить заранее

Следует подумать над путями подготовки ребенка к возможной двойке и реакции при её получении. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? Конечно, такие ощущения, в конце концов, притупляются.

Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в учебе ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. И в этом случае ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрируя силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, поняв, что его родители придают значение интеллектуальному развитию, а не школьным оценкам. Но если за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то отрицательный эффект усилится. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки – это подтверждение «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать. Махровые двоечники или круглые отличники по определению изначально занимают разное положение в классе. В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность. А двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять. И начинать делать это нужно с младших классов. Каждую оценку следует изучить и обсудить вместе, чтобы понять причину ее появления. Недостаток знаний нужно восполнить, а случайные или несправедливые оценки научиться игнорировать.



Источник: zen.yandex.com


Добавить комментарий