Что считается жестоким обращением с детьми

Что считается жестоким обращением с детьми

Общеобразовательное частное  учреждение

 «Школы-интерната «Абсолют»

 

«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

Социальный педагог:

Острецова Е.М.

                                                         г. Серпухов                                                    

                                                               

                                                               2015г.

          Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной областью деятельности органов государственной власти в стране, будучи основанной на таких ведущих принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда и т.п.

 «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

        Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

     Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.

      В образовательных учреждениях можно наблюдать различные виды насилия, которые специалистами классифицируются следующим образом:

  • Физическое насилие
  • Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость)
  • Психическое (эмоциональное) насилие
  • Сексуальное насилие

1. Физическое насилие

Физическое насилие –нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, а иногда  лишают жизни.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Особенности поведения: физического насилия

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

Подростковый возраст: побеги; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.

2. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) –это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи.

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

— отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

— отсутствие внимания к ребенку и др.

3. Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
4. Эмоциональное (психологическое) насилие

 Психологическое насилие в отношении ребенка — самый распространенный вид жестокого обращения, какой бы ни была ситуация насилия, она неизменно сопровождается эмоциональной жестокостью.

Эмоционально (психологическое) насилие -постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Формы психологического насилия:

 Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:

  1. враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
  2. высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
  3. превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
  4. предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;  
  5. систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;  
  6.  постоянная  негативная  характеристика  обучающегося;
  7. демонстративно негативное отношение  к  обучающемуся;

Терроризирование — угрозы в адрес ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

  1. помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
  2. оставление его в опасной ситуации;
  3. нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
  4. угроза совершения насилия над самим ребенком;
  5. угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

  • необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
  • необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

  • нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
  • взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
  • отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

       Феномену психологического насилия в настоящее время относят неадекватные установки взрослых, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения безопасной привязанности. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам взрослых, будет иметь место психологическое насилие».        

 Психологическое насилие является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего отношения. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение взрослых нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

   Отвержение взрослыми детей, как правило, приводит к дефициту самоуважения и уверенности в себе, эмоциональной нестабильности, а также чрезмерной агрессивности у детей. Исследования взрослых людей, которые допускали физическое насилие в отношении своих детей, показали, что большинство из них сами подвергались в детстве со стороны своих родителей угрозам избиения, изгнания из семьи.

Последствиями словесной грубости взрослого, обзывания, негативного сравнения детей со сверстниками часто являются физическая агрессия со стороны детей, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Не случайно психологи называют его душегубством.  

Далее мне хочется остановиться на проблеме профилактики.

В нашей школе работа по профилактике жестокого обращения с детьми осуществляется согласно школьному плану на основании следующих документов:

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Приказ Министерства Образования Правительства Московской области №3833 от 17.09.2012г. «Об усилении контроля должностных лиц за детьми-сиротами и детьми, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в госучереждении»
  • Приказ Министерства Образования Правительства Московской области №2410 от 26.09.2011г. «Об усилении контроля за организацией работы по профилактике жестокого обращения с детьми»
  • Приказ директора школы-интерната

         Сегодня достаточно ясно обозначился и факт жестокости учащихся по отношению друг к другу: дети бьют тех, кто слабее; унижают тех, кто не смог за себя постоять; оскорбляют тех, кто не смог ответить и т.д. Безусловно, что подобные проблемы детского коллектива существовали и раньше. Однако раньше становление и развитие коллектива происходило в поле зрения педагогов и с помощью детских общественных организаций. Сегодня незаинтересованность некоторых педагогов  взаимоотношениями детей в коллективе, невозможность полноценной работы детского самоуправления, приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса.

Для проведения профилактической работы необходимо помнить:

   Во-первых, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной)  системе  школьных  занятий.

   Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так  же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.

   В-третьих, не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними.

     

Современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми

1. Послушание и дисциплинированность:  

не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя;

 быть последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его;

 не злоупотреблять нотациями  и  нравоучениями, прежде выяснить причину (не понял вас, не слышал, потому что заигрался, или уклонился от повиновения преднамеренно). Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку;

добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания;

контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными; грубое слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших.  

2.  Воспитание у детей уважение к взрослым:  

не разрешать воспитаннику по отношению к взрослым грубости;

предоставлять возможность ребенку проявлять заботу о старших, упражнять в добрых поступках.

3.  Требовательность к детям:  

—  соблюдать последовательность в требованиях ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований; не отменять решений, это допустимо лишь в исключительных случаях;

—  правила предъявляемые к ребенку, должны соблюдаться всеми членами детского коллектива и взрослыми: если ребенок видит, что взрослым возможно, а ему нельзя, невозможно добиться желаемых результатов в воспитании;

—  в выборе способов воздействия на ребенка всегда начинать с мягких мер, и только в исключительных случаях прибегать к более сильным раздражителям.  

4.  Наказание ребенка:  

—  не забывать, что наказание – мера воспитательная, но не карательная;

—  наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения;

—  прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского поступка;

—  не забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и срывы в поведении (отсутствие жизненного опыта, незнание и неумение оценивать правильно отрицательные и положительные поступки, эмоциональность импульсивность действий, отсутствие самоконтроля, детская любознательность).

       Обсуждая вопросы профилактики жестокого обращения, невозможно не говорить о правах ребенка закрепленных в ряде международно-правовых документов:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)

провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.)

в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.)

документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, — таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11,1959г.)

 провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка 

основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Статья 17,ч.З. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Статья 65 Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.

     В соответствие с Законом  «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) учеников    

    В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Государство гарантирует гражданам общедоступность образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование.

Важно помнить, что за преступление совершенное в отношении несовершеннолетних Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Заключение

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны взрослых.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям.

Один специалист, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса профилактических мероприятий. Для осуществления этих мероприятий необходима команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она должна включать в себя представителей следующих специальностей: педагогов, педиатра, психиатра, психологов, социальных педагогов.

Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация  отношений внутри детского коллектива, отношений взрослых к   детям  предотвращение рецидивов жестокого обращения.



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий