Центральная система это

Центральная система это

По расположению в организме и функциям нервная система де­лится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из от­дельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к ис­полнительным органам.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человече­ского тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от пе­риферии информации и выработка «команд» исполнительным органам.

Рисунок 3 — План строения нерв­ной системы

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария спо­собны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – раз­личная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, сим­волами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность ло­гических построений, без которых невозможно последовательное анали­тическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информа­цией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмо­циональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функциониро­вания левого или правого полушария, что сказывается на его индивиду­ально-психологических характеристиках.

Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхожде­нию

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Это действие осуществля­ется с помощью центральной нервной системы.

Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (при­родообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение со­судов и т. д., и условные, сформи­рованные как ответ на те или иные особенности жизнедеятель­ности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде.

Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой пред­варительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует опреде­ленных условий для возникновения и выступает физиологической осно­вой знаний человека.

Так, например, маленький ребенок тянется рукой к блестящему бе­лому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это без­условный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.

Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи ор­ганизма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга. Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных про­цессов – возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блоки­рование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Тормо­жение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для вос­становления их работоспособности. Такое же охранительное и восстано­вительное значение имеет сон как торможение, широко распространив­шееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истоще­ния и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездейст­вует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предпо­лагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накоплен­ной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответст­вующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, за­торможены.

Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнооб­разных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигна­лов (сигнальных систем). Сиг­налы – это, прежде всего, пред­меты и явления окружающего мира. Эти разнообразные зри­тельные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у живот­ных нет второй сигнальной системы.

    1. Методы научно-психологических исследований

    Методами научно–психологических исследований называют со­вокупность приемов и операций, направленных на изучение психологиче­ских явлений и решение разнообразных научно-психологических про­блем.

    По мнению Л.М. Фридмана, методы научно-психологических исследований подразделяются:

    — на неэкспериментальные, позволяющие описать какую-либо особенность личности или группы людей. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение (самонаблюдение), анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ результатов деятельности;

    диагностические методы, которые позволяют не только описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измеряют их, дают им качественные и количественные характеристики. К диагностическим методам относятся: тестирование, шкалирование, ранжирование, социометрия;

    экспериментальные методы, включающие естественный, искусственный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий эксперименты;

    формирующие методы, которые позволяют, с одной стороны, изучить психологические особенности, а с другой – реализовать воспитательные и образовательные задачи.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что является предметом современной психологии?

    2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?

    3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?

    4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?

    5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?

    6. Почему идеи Р. Декарта послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии?

    7. Кто был основателем научной психологии? Докажите.

    8. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?

    9. Каковы основные направления развития отечественной психологии?

    10. Охарактеризуйте основные отрасли психологии.

    11. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

    12. Как назывался первый метод научных исследований в психологии и какие методы использовалась в донаучной психологии?

    13. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?

    14. Какие основные психологические школы появились на рубеже

    третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?

    1. Раскройте научное понимание психики человека.

    2. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем.

    3. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.

    4. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?

    5. Каковы основные функции психики. В каких формах она проявляется?

    6. Опишите основные принципы разделения нервной системы человека.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Проведите сравнительный анализ психологических концепций на каждом этапе развития психологии. Назовите самые, на ваш взгляд, значимые для становления психологии как науки.

    2. Познакомьтесь подробнее с методами научно-психологических исследований в учебниках психологии. Примените методы опроса в вашей практической деятельности, соблюдая все необходимые требования к проведению психологического исследования.



    Источник: studfile.net


    Добавить комментарий