Аристотель и пифагор

Аристотель и пифагор

Восстановление, реконструкция первоначального учения Пифагора, его подлинности — одна из самых сложных проблем ан-

92

тичной истории философии. Известны четыре его биографии, написанные в позднеантичный период, высказывания о нем более близких ему по времени древних философов — Гераклита, Ксенофана, Платона, Аристотеля и др. Но абсолютный авторитет Пифагора заставляет задуматься: не приписывается ли ему и то, что впоследствии делали его ученики. До нас дошла даже пословица «Сам сказал Пифагор». Но все же надежно засвидетельствованы его учения:

  • (1) о бессмертии души (псюха);
  • (2) о метемпсихозе (учение о переселении душ в сочетании с памятью предков: так, Пифагор говорит, что он помнит свои четыре прежние инкарнации;
  • (3) требование очищения (катарсис как высшей этической цели, достигаемой для тела через вегетарианство и для души — через познание музыкально-числовой структуры космоса).

Пифагор и орфизм

Бюст Пифагора

Пифагор жил во второй половине VI в. до н.э. Это было время популярности мистических культов, возрождения древних, еще догомеровских, верований и обрядов. Особенно в этом проявили себя орфики, учение которых получило название орфизма (по имени музыканта и легендарного певца Орфея, которому предписывают создание орфизма). Учение орфизма возникло на основе мистического культа Диониса — Загрея, растерзанного тиграми. Но отец Диониса — Зевс проглотил содрогающееся сердце Диониса и вновь родил его. Позднее эта легенда была перенесена на самого Орфея. Пифагор был учеником орфика писателя Ферекида. К орфизму Пифагор присоединил учения о метемпсихозе, которое сводил не только к вечной жизни души человека путем ее переселения в другие человеческие тела, но и очищения, спасения души человека, ее освобождения от последующих вселений в другие тела и приобщения ее к бессмертию.

Кроме мистики, в учении Пифагора была и научная часть. Следует отличать учение Пифагора и его учеников от его последующей интерпретации. Под пифагореизмом в узком смысле понимают учение самого Пифагора и членов основанного им в Кротоне Пифагорейского союза — свободной религиозной общины, сосредоточившей внимание на проблеме чисел как сущности вещей. Лозунг пифагорейцев, когда речь шла о социальных проблемах, был таков: «У друзей все общее».

Некоторые предписания Пифагорейского союза

Воздерживайся от употребления бобов.

Не поднимай то, что упало.

Не ломай хлеба.

Не шагай через перекладину.

Не размешивай огонь железом.

Сердце не ешь.

Не ходи по большой дороге.

Известно, что пифагорейцы делились на акусматиков (акусы — символы) и математиков. Акусматическое направление пифагореизма — фольклорно-религиозное по своему содержанию; математическое — научно-философское. Занятия Пифагора математикой не подлежат сомнению. Об этом пишет в «Метафизике» Аристотель: «так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые выдвинули их вперед, и, воспитавшись на них, стали считать их началами всех вещей». Диоген Лаэртий замечает, что Пифагор оставил три сочинения — «О воспитании», «О природе», «О государстве». Считают, что Пифагор впервые назвал философию этим именем, а себя философом во время разговора с сикионским тираном Леонтоном.

Пифагор считал, что философия не мудрость, а любомудрие, так как «никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)».



Источник: studref.com


Добавить комментарий