Альбом по гистологии мгмсу

Альбом по гистологии мгмсу

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

ВСЕ ФАКУЛЬТЕТЫ

О.Д. МЯДЕЛЕЦ

ОСНОВЫ

ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ

И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ

Москва ♦ МЕДИЦИНСКАЯ КНИГА

Н. Новгород ♦ Издательство НГМА 2002

УДК 616-018-057.875:371.3 ББК 28.8

М 99

Мяделец О.Д. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ. — М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМД, 2002. — 367 с.

Предлагаемое читателю издание по общей гистологии с цитологией и эмбриологией является первой частью двухтомного учебного пособия по предмету (вторая часть — «Основы частной гистологии» — вышла в 2001 году). Книга включает 14 глав, посвященных развитию гистологии, цитологии и эмбриологии, методам исследования в гистологии, общей цитологии, основам эмбриологии человека, а также общей гистологии. Материал книги основан на современных данных и представлениях о строении клеток и тканей, закономерностях эмбрионального развития. Пособие написано в соответствии с действующей программой но гистологии, цитологии и эмбриологии и предназначается для студентов 1—2 курсов высших медицинских учебных заведений, а также может быть полезно аспирантам и молодым преподавателям вузов.

Рецензенты: заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Гродненского медицинского института, д.б.н., профессор Я.Р. Мацюк; заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Минского медицинского института, д.б.н., профессор Б.А. Слука

Мяделец Олег Данилович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Витебского государственного медицинского университета. Член Нью-Йоркской академии наук. Автор около 200 научных работ, в том числе монографий «Функциональная морфология и общая патология кожи», «Актуальная дерматология», «Алопеция», «Клеточные механизмы барьерно-защитной функции кожи и их нарушения при кожной патологии», «Дерматозы эозинофильные и нейтрофильные», а также 10 учебных пособий.

По вопросам приобретения книги

обращайтесь по телефонам:

(095) 189-99-35

(8313) 25-57-11

ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ СО СКЛАДА В МОСКВЕ И ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ

ISBN 5—86—093—094—I

© О Л Мяделец, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гистология с курсом эмбриологии и цитологии занимает важнейшее место в системе подготовки врачебных кадров. Являясь фундаментальной дисциплиной, гистология позволяет создать теоретическую базу знаний для изучения клинических дисциплин. Вместе с тем, она имеет и важное практическое значение. Многие гистологические, гистохимические и цитологические методы исследования широко используются во врачебной практике. На кафедре гистологии студенты впервые получают знания о гистофизиологии крови, лейкоцитарной формуле и другие практические навыки. Многие специальные термины, широко используемые в повседневной практике врача, являются гистологическими. Таким образом, изучение гистологии с эмбриологией и цитологией имеет для будущих врачей как теоретическое, так и практическое значение.

Как предмет изучения гистология представляет собой достаточно трудную и объемную дисциплину. Для успешного ее освоения в настоящее время имеются прекрасные учебники и учебные пособия. Вместе с тем, по сравнению с другими дисциплинами, ассортимент учебной литературы по гистологии очень невелик. Этот факт особенно отчетливо ощущают на себе иностранные студенты, для которых в силу некоторых обстоятельств (в первую очередь фактор недостаточной языковой подготовки) усвоение материала учебника по гистологии представляет значительные трудности. Предлагаемая книга «Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии представляет собой первую часть двухтомного пособия по гистологии (вторая часть — «Основы частной гистологии» — вышла в 2001 году). Пособие предназначается для студентов высших медицинских учебных заведений и включает 14 глав, посвященных 4-м основным разделам гистологии: микроскопической и гистологической технике, цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Содержатся также краткие сведения по истории развития цитологии, гистологии и эмбриологии. При подготовке пособия автор придерживался следующих принципов: лаконизм в изложении материала; его доступность; соблюдение требования программы по гистологии и гистологической номенклатуры; учет новых сведений по предмету; достаточная иллюстративность материала. При этом микрофотографии и часть схем являются оригинальными, а электроннограммы позаимствованы из работ других исследователей, которым автор приносит искреннюю и глубокую благодарность.

Несомненно, что содержание пособия может быть улучшено, поэтому автор с благодарностью примет все замечания и пожелания.

Заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Витебского государственного медицинского университета доктор медицинских наук, профессор О.Д. МЯДЕЛЕЦ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

ГИСТОЛОГИИ КАК НАУКИ.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИСТОЛОГИИ,

ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ.

РАЗВИТИЕ ГИСТОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ

ГИСТОЛОГИЯ (от греч. histos — ткань, logos — учение, наука) — наука о развитии, строении и функциях клеток, тканей и органов животного организма. В узком смысле, первоначальном своем значении гистология являлась наукой о строении и функциях тканей. В широком, современном смысле, гистология как наука и учебная дисциплина соответствует данному выше определению и состоит из нескольких разделов.

1. Гистологическая и микроскопическая техника изучает способы приготовления гистологических препаратов и методы их микроскопирования.

2. Цитология изучает развитие, строение и функции различных клеток организма.

3. Эмбриология представляет собой науку, изучающую закономерности эмбрионального развития животного организма.

4. Общая гистология изучает источники развития, строение, функции и реактивные изменения тканей организма.

5. Частная гистология, или микроскопическая анатомия изучает источники и ход эмбрионального развития, строение и функции органов организма животных.

Гистология, цитология и эмбриология относятся к морфологическим наукам. Эти науки изучают в основном закономерности строения (морфологии) организма в отличие от наук физиологического профиля, которые изучают функцию органов, клеток и тканей. Однако такое разделение условно, и это особенно очевидно в последнее время. Если раньше гистология, как и все морфологические науки, имела чисто описательный характер, то в последнее время она превратилась в синтетическую науку, широко использующую современные морфофункциональные методы исследования, которые позволяют судить не только и не столько о строении, сколько о структурном обеспечении функций клеток, тканей и органов. Поэтому между указанными двумя ветвями науки есть тесное взаимодействие. Гистология, цитология и эмбриология относятся к фундаментальным биологическим дисциплинам, т.е. являются основой для изучения других медико-биологических наук. В этом заключается их теоретическое значение. Однако существует и другой аспект значения этих дисциплин — прикладной. В настоящее время без гистологических исследований трудно обойтись врачу любой специальности. Кроме того, существует врачебная специальность — патологическая анатомия с патогистологией, в которой гистологические методы исследования являются основными. Врач-патологоанатом не сможет обнаружить патологические изменения со стороны клеток, тканей и органов, не имея четких представлений об их нормальном строении. Таким образом, гистология формирует научно-практическую базу для патологической анатомии. Гистология тесно связана с другими фундаментальными науками медико-биологического профиля: биологией, нормальной анатомией, нормальной физиологией, биологической химией, патологической физиологией. Гистологическая техника твердо базируется на знаниях химических дисциплин, а микроскопическая техника — на знаниях таких разделов физики, как оптика (световая микроскопия) и физика элементарных частиц (электронная микроскопия). Вместе все эти науки составляют теоретическую базу медицины.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИСТОЛОГИИ:

1. Разработка общей теории предмета.

2. Дальнейшее изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов целостного организма, механизмов гистогенеза, органогенеза и системогенеза.

3. Выяснение механизмов тканевого гомеостаза и его регуляции (нервной, эндокринной, иммунной, кейлонной).

4. Изучение закономерностей реакций клеток, тканей, органов и организма в целом на изменение факторов внешней среды.

5. Дальнейшая разработка проблем физиологической и репаративной регенерации тканей, ткане- и органотипической регенерации органов.

6. Изучение механизмов клеточной детерминации и дифференциров-ки, гистогенетических аспектов опухолевой трансформации клеток и тканей, клеточных механизмов общепатологических реакций.

7. Исследование возрастных изменений клеток, тканей и органов.

8. Исследование особенностей эмбриогенеза человека.

УРОВНИ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА

В соответствии с основными разделами гистологии как науки существует несколько уровней микроскопического изучения организма.

1. Субклеточный уровень — изучение тонкого ультрамикроскопичес­кого строения клеток и их органел при помощи электронного микроскопа.

2. Клеточный уровень — изучение строения клеток и их реакций на различные воздействия при помощи различных методов световой микроско­пии.

Эти два уровня составляют предмет цитологии.

3. Тканевый уровень — изучение строения, функций и развития ткане­вых систем организма. Является предметом такого раздела, как общая гис­тология.

4. Органный уровень. Составляет предмет частной гистологии или микроскопической анатомии, которая изучает микроскопическое строение различных органов организма.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ ГИСТОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ

В развитии гистологии, цитологии и эмбриологии можно условно выде­лить три периода: домикроскопический, микроскопический исовременный, электронномикроскопический или, правильнее,синтетический период.

Домикроскопический период занимает временной интервал сIVвека до н.э. поXVIIвек. Характеризуется этот период лишь общими, весьма приблизительными представлениями о тканях организма. Эти представле­ния основывались только на внешних чертах тканей, их сходстве и разли­чиях. Поэтому данный период мало внес в понимание о строениях тканейи органов организма, не говоря уже о том, что представления о клетке как о важном уровне организации живого вообще не могли возникнуть.

В связи с этим, зародившись до создания микроскопа, свое действи­тельное развитие гистология как наука получила только с созданием све­тового микроскопа (светомикроскопический период, включающий времен­ной интервал сXVIIпо серединуXXвека). Первую попытку сконструиро­вать микроскоп предпринял в 1609—1610 гг. Г. Галилей. Одним из первых создателей микроскопа был К. Дреббель (1619 г.). Братья Янсены, а затем Р. Гук усовершенствовали микроскоп. Р. Гук впервые начал изучать с его помощью клетки растений и животных. В 1677 г. А. Левенгук создал мик­роскоп, дающий увеличение примерно в 300 раз. Это позволило ему изу­чать клетки крови и их движение, сперматозоиды и ряд других биологи­ческих объектов.

В XVIIIвеке в Голландии и России были изобретены первые ахромати­ческие микроскопы, дающие четкое изображение. Это способствовало даль­нейшему развитию микроскопической техники и формированию описатель­ной гистологии. Толчок к ее бурному развитию дал французский анатом К. Биша, который в 1801 г. на основании макроскопических (анатомических) исследований представил развернутую классификацию тканей. 13 1819 г. его ученик К. Майер ввел термин «гистология». В 20—30-е годыXIXвека Я. Пуркине, П. Горянинов, Т. Шванн и М. Шлейдеи получили большой мате­риал о строении и развитии клеток и тканей. В 1825—1827 гг. Я. Пуркине описал ядро растительной клетки, а в 1836—1837 гг. Г. Валентин — ядро и ядрышко животных клеток.

В 1839 г. немецкий ученый Т. Шванн обощает накопленные данные и формулирует клеточную теорию. Она постулировала общность строения животных и растительных организмов и имела большое значение для даль­нейшего развития естествознания, в том числе и гистологии. Основные по­ложения клеточной теории Т. Шванн изложил в монографии «Микроскопи­ческое исследование о соответствии в структуре и росте животных и расте­ний». Вскоре после опубликования ее австрийский ученый А. Келикер рас­пространил клеточную теорию на ранние стадии эмбрионального развития организма. В 1841 — 1844 гг. он показал, что сперматозоиды и яйцеклетки являются клетками. Из клеток состоит и организм, возникающий в ходе дробления оплодотворенной женской половой клетки.

Во второй половине XIXвека стало общепризнанным, что клетки в соста­ве многоклеточных животных существуют не самостоятельно, а как части тка­ней. В это время делаются попытки создать окончательную классификацию тканей. Ф. Лейдиг (1853) и А. Келикер (1855) систематизировали накоплен­ный материал и объединили все известные к этому времени ткани (21 вид) в 4 типа тканей. Однако для понимания закономерностей тканевой организа­ции животных необходимо было накопление фактического материала. Это стало возможно с созданием во второй половинеXIXвека новых конструк­ций микроскопов. Одновременно развивалась гистологическая техника. Боль­шая заслуга в этом принадлежит знаменитому чешскому физиологу, гистологу и микроскописту Я. Пуркине. Именно он ввел ряд настолько существенных усовершенствований в гистологическую технику, что она сохранила свои ос­новные этапы до настоящего времени. Я.Э. Пуркине также сконструировал первый микротом. В результате вXIXвеке были получены новые данные о строении клеток, тканей и органов.

Так, в 1852 г. Р. Ремак описал амитоз. В 1859 г. Р. Вихров допол­нил клеточную теорию и создал элементы клеточной патологии. В 1861 г. М. Шульце дал первое определение клетки. В 1871 — 1879 гг. описан ми­тоз растительной (И.Д. Чистяков) и животной (П.И. Перемежко, В. Фле­минг) клеток, изучена последовательность митоза. В 1884 г. О. Гертвиг и Э. Страсбургер высказали гипотезу о том, что хроматин является матери­альным носителем наследственности. В 1875—1876 гг. О. Гертвиг и Е. ван Бенеден обнаружили клеточный центр, в 1898 г. немецкий ученый Р. Аль­тман открыл митохондрии, а К. Гольджи в 1899 г. описал внутриклеточ­ный сетчатый аппарат.

К концу XIXвека в основном было закончено микроскопическое опи­сание органов и тканей и создана микроскопическая анатомия. Благодаря разработке методики импрегнации нервных элементов раствором серебра была исследована наиболее трудная для изучения область — нервная систе­ма. В ее изучении большая роль принадлежит С. Рамон-и-Кахалю, К. Гольджи, а затем А.С. Догелю и Б.И. Лаврентьеву. Благодаря усилиям этих и ряда других ученых была сформулирована и получила свое подтверждениенейронная теория.

Большой вклад в развитие гистологии в это время внесли русские уче­ные. А.И. Бабухин изучал строение и функции мышечной и нервной тка­ни. А.С. Догель, М.Д. Лавдовский, А.Н. Миславский детально исследова­ли периферическую и центральную нервную систему. А.О. Ковалевский и И.И. Мечников изучали формирование тканей в процессе эволюции и со­здали основы эволюционной гистологии. Сформулированная И.И. Меч­никовым фагоцитарная теория имела огромное значение, т.к. объяснила многие общие вопросы жизнедеятельности тканей и клеток. За ее разра­ботку И.И. Мечников был удостоен Нобелевской премии.

В начале XXвека исключительно описательное направление гисто­логии постепенно обогащается сравнительными и экспериментальными работами. Наибольшая заслуга в развитии эволюционной гистологии принадлежит А.А. Заварзину, который первым сформулировал одну из наиболее интересных теорий эволюции тканей. Обнаружив у членисто­ногих и позвоночных сходство в строении многих тканей, А.А. Завар-зин сделал вывод о том, что наличие у всех животных четырех систем тканей обусловлено единым принципом их взаимодействия с внешней средой. При этом тканевые системы выполняют 4 наиболее общие фун­кции: 1) защитную, или внешнего обмена; 2) внутреннего обмена, или поддержания постоянства внутренней среды; 3) движения; 4) реактивнос­ти. Теория А.А. Заварзина об эволюции тканей была названатеорией параллельного развития тканей. Согласно этой теории животные различ­ных типов имеют общий принцип тканевой организации и состоят из четырех тканевых систем.

Теоретическая разработка проблем эволюции тканей продолжена в трудах Н.Г. Хлопипа. Он обосновал теорию дивергентной эволюции тка­ней. Согласно этой теории при эволюционном развитии тканей их эволю­ция идет с расхождением признаков, т.е. дивергентно. Это ведет к много­образию видов тканей.

Большой вклад в развитие гистологии в начале XXвека внес А.А. Максимов. Его труды но гистогенезу кроветворных и соединительных тка­ней актуальны и в настоящее время. А.А. Максимов обосновалунитар­ную теорию кроветворения, описал реакцию блаеттрансформации лим­фоцитов, дал первое описание морфологии стволовой кроветворной клет-ки. Он создал прекрасные руководства но гистологии, не утратившие своей актуальности и в настоящее время.

До 50-х годов XXвека в гистологии продолжалась разработка описа­тельного, эволюционного и экспериментального подходов. Новый толчок к дальнейшему развитию гистологии дало открытие немецкими учеными (Е. Руска, М. Кполль, Б. Боррие) электронного микроскопа (1928—1931 гг.) и применение его в гистологических исследованиях (конец 40-х—начало 50-х годов). С этого момента начинается новый этап в развитии гистологии —электронномикроскопический. В течение короткого времени было изучено строение клетки на ультраструктурном уровне. В 1954 г. А. Родин открыл пероксисомы. 1955 г. характеризуется двумя крупными открытиями: Г. Па-ладе описал рибосомы и эндоплазматическую сеть, а К. де Дюв обнаружил лизосомы. К началу 60-х годов были открыты все не известные до этого вре­мени органеллы, а также установлено тонкое строение ранее известных опи­санных на светомикроскопическом уровне органелл. В 60—80-е годы разви­ваются методы электронной гистохимии и электронной ауторадиографии. К этому времени практически завершается описание электронномикроскопи-ческого строения всех клеток, тканей и органов. В гистологические исследо­вания внедряется сканирующая электронная микроскопия, с помощью кото­рой можно видеть ультраструктуры в объемном изображении.

Наряду с внедрением в гистологические исследования электронного микроскопа продолжают совершенствоваться методы световой микроскопии. Разрабатываются методы иммуноцитохимии и иммуногистохимии, осно­ванные на применении меченых флуоресцентными красителями или фер­ментами моноклональных антител к выявляемому в клетках и тканях ве­ществу. С помощью этих методов можно с очень большой достоверностью идентифицировать клетки различных типов, а также клетки-продуценты гормонов и различных биологически активных веществ, выявлять клеточ­ные рецепторы, например, к гормонам, специфику секреторных и биосинте­тических процессов. В дальнейшем принципы иммуноцито- и гистохимии были распространены на электронную микроскопию. При этом в качестве метящих антитела веществ стали использовать коллоидное золото и фер-ритин. Широко стали использоваться методы световой и электронной авто­радиографии, позволяющие получить важные данные о синтезе и секреции различных макромолекул в клетке, закономерностях клеточного деления, локализации рецепторов. Все эти методы исследования по сути своей явля­ются морфофункниональными, синтетическими, поэтому третий период развития гистологии можно определить как синтетический период.

Таким образом, в настоящее время гистология проникла в самые глу­бинные тайны строения живых организмов. В ближайшее время ее задачи связаны не только с теоретическими исследованиями, но и с оказанием большой помощи практическому здравоохранению.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ

Развитие и рождение организмов вызывало интерес у человека во все времена. Но только в древней Греции впервые в VIвеке до нашей эры были высказаны конкретные мысли о развитии зародышей.

Вся история эмбриологии связана с борьбой двух основных научных направлений — преформизма иэпигенеза. Согласно теории преформизма, каждый зародыш является уже сформировавшимся организмом. В нем есть все необходимые органы, и дальнейшее развитие заключается лишь в росте этих органов и всего организма. Противоположной точки зрения придерживались сторонники теории эпигенеза. Они считали, что развитие организма заключается в последовательном новообразовании органов из неорганизованного зародышевого материала. И те, и другие идеи были впервые, правда, в примитивном виде, выдвинуты в древней Греции. Зна­менитый врач древности Гиппократ (IVвек до н. э.) сформулировалдвусеменную теорию, согласно которой плод образуется в результате «смеши­вания мужского и женского семени». При этом, по мнению Гиппократа, все органы зародыша образуются в одно и то же время. Таким образом, Гиппократ в известном смысле предвосхитил идеи преформизма.

Второй древнегреческий ученый, Аристотель (384—322 годы до н. э.), впервые сформулировал теорию эпигенеза, более соответствующую совре­менной эмбриологии. Он изучал зародышей многих животных, произво­дил вскрытие куриных яиц на разных стадиях развития, т.е. получал дос­таточно богатый фактический эмбриологический материал. Аристотель считал, что зародыш человека развивается из менструальной крови. Она, по его мнению, является только пассивным материалом для развития. А форму зародышу придает семенная жидкость. Эта теория являетсяидеали­стическим эпигенезом, но идеи Аристотеля сыграли важную роль в разви­тии эмбриологии как науки.

В средние века развитие эмбриологии шло очень медленно. Лишь в 1660 году появились описания и рисунки развития куриного и человечес­кого зародыша (Д. Фабриций). В 1652 году В. Гарвей выдвинул тезис: «Все живое из яйца». В это же время Р. Грааф описал в яичнике яйцевые мешочки, которые считал яйцами. На самом деле, эти сложные образова­ния, фолликулы (названные впоследствииграафовыми пузырьками), содер­жат внутри лишь одну яйцеклетку. В серединеXVIIвека Я. Сваммердам описал развитие яйцеклетки лягушки. В это же время А. Левенгук (1690) описал в семенной жидкости животных множество маленьких подвижных телец, которые он назвал семенными животными, или сперматозоидами.

Важной датой в развитии эмбриологии считается 1759 год. В это вре­мя была опубликована диссертация К. Вольфа «Теория развития». В даль­нейшем он стал академиком Петербургской академии наук. В своей диесср-тации К. Вольф научно обосновал эпигенез и опроверг преформизм как ошибочное учение.

Основателем современной эмбриологии является петербургский акаде­мик К. Бэр. Он создал знаменитое произведение «История развития жи­вотных» (1828 год). К. Бэр является одним из создателей теории зароды­шевых листков. При этом он развил представления X. Пандера, который впервые описал три зародышевых листка в зародыше курицы. К. Бэр уста­новил, что такие же зародышевые листки есть и у других животных. Это дало ему возможность утверждать, что зародыши различных классов по­звоночных имеют единый план строения(закон зародышевого сходства). К. Бэр исследовал развитие всех основных органов позвоночных животных и своими трудами доказал ошибочность преформистских взглядов.

Важную роль для дальнейшего развития эмбриологии имели труды Ч. Дарвина. Стало интенсивно развиваться такое направление в эмбрио­логии, как эволюционная эмбриология. Для ее развития большое значение имелбиогенетический закон, сформулированый Э. Геккелем:«Онтогенез есть краткое повторение филогенеза». Э. Геккель впервые предложил тер­мин «эктодерма», применив его к наружному зародышевому листку. Для подтверждения эмбриологическими данными теории эволюции ученые многих стран за небольшой промежуток времени исследовали эмбриоге­нез очень многих животных и получили богатый фактический материал. Одним из наиболее выдающихся эмбриологов считается русский ученый А. Ковалевский. Он первый описал зародышевые листки у беспозвоночных животных и установил их наличие у всех типов позвоночных.

Проблемы эволюционной эмбриологии разрабатывали также русские и советские ученые А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен, П.П. Иванов, П.Г. Светлов, А.Г. Кнорре и другие.

С середины XVIIIвека в эмбриологии стали использоваться экспери­ментальные методы исследования. Однако наиболее широко они стали применяться вXIXвеке и позволили получить много интересных данных. В 1883 году В. Ру установил, что если вызвать гибель одного из двух бла-стомеров зародыша лягушки, то из второго образуется нормальная поло­вина зародыша лягушки. Эти опыты послужили основой для эксперимен­тов Г. Дриша. Он в 1892 году разделил два первых бластомера морского ежа и получил из каждого бластомера полноценные организмы. Этот фе­номен развития целого из части был назван Г. Дришемэмбриональной ре­гуляцией. Он послужил основой для дальнейших исследований и привел к открытию индукционных связей между различными частями зародыша. Важное место в этих исследованиях принадлежит эмбриологической школе Г. Шпемана. Г. Шпеман развил представления оборганизационных цент­рах. По его мнению, в зародыше есть зоны (организационные центры), ко­торые заставляют клетки других зон развиваться в определенном направле-нии. Используя экспериментальные подходы (пересадка частей зародыша и другие), Г. Шпеман и представители его школы ввели понятия«лабильная и стабильная детерминация клеток зародыша».

В 1925 году В. Фогг предложил методику маркировки частей зароды­ша. Это позволило эмбриологам проследить судьбу различных частей бла­стулы в ходе гаструляции, точно указать участки, из которых разовьются те или иные органы. В результате были созданы карты презумптивных (предполагаемых) зачатков или областей.

Современная эмбриология использует как описательные, так и экспе­риментальные подходы. Она превратилась из чисто морфологической на­уки в науку морфофизиологическую, использующую новые методы иссле­дования, основанные на достижениях физики, химии, математики и дру­гих точных наук. Первоочередной задачей современной эмбриологии явля­ется управление развитием организмов. Выполнение этой задачи возмож­но лишь при условии тесной связи эмбриологии с гистологией, цитологи­ей, биохимией, генетикой, экологией и другими науками.

РАЗВИТИЕ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ

Систематическое развитие в Беларуси гистология с цитологией и эмб­риологией получила с момента образования в республике медицинских институтов и кафедр гистологии. Первым созданным в Беларуси медицин­ским вузом является Минский медицинский институт. Кафедра гистоло­гии в нем была открыта в 1921 году, ее первым заведующим (точнее, заве­дующим двух кафедр — патологической анатомии и гистологии) был за­ведующий гистолого-бактериологическим отделением Московской лабора­тории А.Н. Лунц, а затем короткое время — врач С.Л. Эйнгорн. В 1924 году на должность заведующего кафедрой гистологии избирается профес­сор П.А. Мавродиади, до этого работавший профессором кафедры зооло­гии Донского университета. С приходом его на кафедру были преодолены материальные трудности, существовавшие до этого, и коллектив кафедры, включавший помимо профессора П.А. Мавродиади двух ассистентов, смог организовать полноценное преподавание предмета студентам. Одновре­менно кафедра стала проводить научные исследования. П.А. Мавродиади, имея широкое биологическое образование и прекрасно владевший цитоло­гическими и гистологическими методами исследования, стал инициатором научных исследований по цитофизиологии. В частности, им и его сотруд­никами П.Я. Герке и Е.Г. Станкевич исследовались ритмические явления в строении клеток и их составных частей, в первую очередь ядрышек и хромо­сом. П.А. Мавродиади выдвинул ряд оригинальных представлений о возник­новении, структуре и функции клетки. 13 1932—1934 гг. кафедру возглавлял профессор СИ. Лебедкин. Под его руководством выполнялись и основном эмбриологические исследования (П.Я. Герке, Е.М. Зубкович, Е.Г. Станкевич). Короткое время (1934 год) ка­федрой заведовал также профессор Г.Ф. Соболев, под руководством которо­го исследовалось влияние на процессы кроветворения местного рентгено­вского облучения конечностей.

После переезда профессора Г.Ф. Соболева в 1935 году в Москву ка­федрой руководил ученик НА. Мавродиади и СИ. Лебедкииа П.Я. Герке. С его приходом начинается новый этап научных исследований, посвящен­ных эмбриогенезу человека и животных. Одновременно развиваются и не­которые другие научные направления: строение так называемой лимфоэпи-телиальной системы человека и животных, строение кожи в норме и при патологии и др. При этом сотрудники кафедры взаимодействовали с таки­ми известными гистологами, как А.А. Заварзин и Б.И. Лаврентьев, кото­рые не только консультировали при освоении гистологических методик, но и давали отзывы па научную продукцию научных работников кафедры. В 1951 году П.Я. Герке избирается академиком Академии наук Лат­вийской ССР и переезжает в г. Ригу. Кафедрой начинает заведовать про­фессор СМ. Миленков, до этого руководивший кафедрой гистологии Ташкентского медицинского института. Меняется тематика научных ис­следований, которая теперь посвящена изменениям нервного аппарата ряда органов при различных экспериментальных и патологических усло­виях, а позднее — проблеме взаимоотношений гипоталамуса и желез внутренней секреции. Выполнены фундаментальные исследования по гис-тофизиологии и развитию надпочечника (А.А. Артишевкий), вилочковой железы (А.И. Сыкало), вегетативных ганглиев (Е.И. Болынова), поджелу­дочной железы (А.В. Пищинский).

С 1971 по 1997 год кафедрой заведовал ученик видного белорусского морфолога академика Д.М. Голуба профессор А.С Леонтюк. Под его руко­водством на кафедре на основе системного подхода изучаются этапы мор­фогенеза и становления гистофизиологии органов различных систем орга­низма. В научные исследования широко внедряются математические мето­ды, которые и в настоящее время продолжают широко практиковаться со­трудниками кафедры. С 1997 года кафедрой руководит ученик академика Д.М. Голуба и профессора А.С Леонтюка профессор Б.А. Слука. Итогом многолетней работы коллектива кафедры является издание целого ряда получивших признание монографий и учебных пособий монографического характера, среди которых следует отметить такие, как «Надпочечные желе­зы» (1977, проф. А.А. Артишевский); «Периферические органы системы им­мунитета» (асе. Н.А. Жарикова); «Информационный анализ в морфологи­ческих исследованиях» (проф. А.С. Леонтюк и соавт.); «Возрастная гисто­логия» (1996, в 5 томах, коллектив авторов); «Основы возрастной гистоло­гии» (А.С. Леонтюк, Б.А. Слука); «Гистология в вопросах и ответах»(1997, коллектив авторов), учебник по гистологии для медицинских училищ (А.А. Артишевский, А.С. Леонтюк, Б.А. Слука) и др.

В 1934 году открывается второй медицинский институт Беларуси — Витебский. Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии была создана в этом же году. Организатором и первым се руководителем был доцент B.C. Клиницкий, одновременно заведовавший кафедрой гистологии вете­ринарного института. В дальнейшем кафедрой непродолжительное время руководил доцент Л.И. Фалин, в последующем известный гистолог и эмб­риолог, автор атласов по гистологии и эмбриологии, а также ряда моно­графий. Интересно, что Л.И. Фалин одновременно заведовал кафедрой ги­стологии Смоленского медицинского института. В это время кафедра рас­полагала минимальными средствами для выполнения педагогической ра­боты, которая была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. Работа кафедры была возобновлена в 1946 году. С 1946 по 1948 г. кафед­рой по совместительству заведовала доцент Б.М. Кичина.

В 1948 году для заведования кафедрой из Москвы приезжает доцент В.Н. Блюмкин. Он направил свои усилия на совершенствование матери­ально-технической базы кафедры, организовал проведение научных иссле­дований по отдельной тематике, которая была посвящена функциональ­ной гистологии, иейрогистологии и гистохимии провизорных органов и серозных оболочек.

С 1962 по 1975 год кафедрой заведовал доцент Е.Я. Корытный. Науч­ная тематика кафедры была посвящена реактивным свойствам соедини­тельной, мышечной и нервной тканей и легла в основу четырех успешно защищенных кандидатских диссертаций. На этот период приходится изда­ние доцентом М.П. Медведевой «Альбома учебных заданий по гистоло­гии» в двух томах. Настоящее учебное пособие было высоко оценено как студентами, так и многими кафедрами гистологии медвузов СССР. С 1975 по 1978 год в связи с болезнью доцента Е.Я. Корытного обязанности заведующего кафедрой выполняла доцент М.П. Медведева.

С 1978 по 1996 год кафедрой руководил ученик профессора В.Г. Елисе­ева профессор А.Ф. Суханов, до этого заведовавший кафедрой гистологии Кемеровского медицинского института. В этот период происходило дальней­шее совершенствование материально-технической базы кафедры, в особенно­сти ее учебно-методической работы. Были изданы отдельными книгами 3 учебных пособия («Методические рекомендации и учебные задания по про­граммированному контролю исходных знаний по гистологии» (1980 г.). и «Методические разработки по гистологии для студентов 1 и 2 курсов» (1982, 1984 г.). Научная тематика кафедры проводилась по двум направлениям: «Морфогенез клеток и тканей в экстремальных условиях» и «Структурно-функциональные механизмы повреждений и регенерации клеток и тканей при измененном температурном гомеостазе». С 1996 года кафедрой заведует профессор О.Д. Мяделед. Совершенству­ется преподавание предмета. В 1995—1997 годах профессором О.Д. Мядель-цем были изданы «Курс лекций по общей гистологии, цитологии и эмбрио­логии для иностранных студентов», «Курс лекций по частной гистологии», «Краткий практикум по гистологии». Научная тематика кафедры посвящена изучению морфологических аспектов диагностики и лечения хронических дерматозов человека. По результатам НИР, которая проводится в тесном со­трудничестве с кафедрой дерматологии, изданы совместные с кафедрой дер­матологии ВГМУ монографии «Функциональная морфология и общая па­тология кожи», «Алопеция», «Дерматозы эозинофильные и нейтрофилыше». Издана также монография «Клеточные механизмы барьерно-защитной функ­ции кожи и их нарушения при кожной патологии» (проф. Мяделец О.Д.). Вышли в свет учебные пособия «Цитология, эмбриология и общая гистоло­гия» и «Основы частной гистологии» (проф. Мяделец О.Д.). Научные ис­следования кафедры приобретают прикладной характер.

В 1959 году в Беларуси открывается третий медицинский ВУЗ — Гродненский медицинский институт. Первым заведующим кафедрой гис­тологии являлся профессор И.И. Хворостухин, под руководством которого изучались регенераторные свойства костных и хрящевых тканей, а также влияние рентгеновских лучей на развитие плаценты (А.П. Никонов). Сме­нивший его на этом посту профессор А.А. Туревский изучал изменения в желудке под влиянием гормональных препаратов, а затем под его руковод­ством проводились обширные и разносторонние исследования, посвящен­ные изменениям в организме при искусственной ахолии. С 1997 года ка­федрой заведует профессор Я.Р. Мацюк, известный своими исследования­ми по гистофизиологии желудочных желез в условиях нарушения содер­жания в организме глюкокортикоидов и половых гормонов, а также ста­новлению органов мужской половой системы в норме и при действии эк­стремальных факторов внешней среды.

В 1990 году организуется четвертый медицинский ВУЗ Беларуси — Гомельский, кафедру гистологии, цитологии и эмбриологии в котором возглавляет доцент Т.Г. Матюхина.

В 1948 году в Беларуси создано Белорусское общество анатомов, гис­тологов и эмбриологов, которое координирует морфологические исследова­ния в республике.

Кроме медицинских институтов, интенсивные гистологические иссле­дования проводились и проводятся также в институте физиологии АН Республики Беларусь (академик Д.М. Голуб, д.м.н. Л.А. Леонтюк, д.м.н. Л.И. Арчакова и др.). Глубокие исследования по гистофизиологии и эмб­риогенезу нервной системы проводятся на кафедре анатомии Минского медицинского института под руководством профессора П.И. Лобко.



Источник: studfile.net


Добавить комментарий